На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

НАШИ ЛЮБИМЫЕ ДЕТКИ

1 075 подписчиков

Психологические особенности приемных детей

Психологические особенности приемных детей... Это, пожалуй, даже важнее, чем размер пособий и заработной платы для приемных родителей. Тема очень деликатная, непростая и за комментариями мы обратились к заместителю директора ГУ ОЦСПСД центра «Журавушка» Светлане Николаевне Гринберг.

 

Причины сиротства

 

Дети остаются без попечения родителей по разным причинам.  Во-первых, это малыши, от которых отказались еще в роддоме. Такие дети не имеют опыта пребывания в семье, и социализировать их очень трудно. Они не знают, что такое материнская любовь. Многие из них лишены ее, еще не родившись. Они еще не понимают, почему они не нужны своим родителям, но болезненно ощущают свою отверженность. Покинув материнское лоно, они остаются своем одни на белом свете.

 

Для ребенка очень важен телесный  контакт, взгляд «глаза в глаза». Тогда он учится отличать знакомых людей от незнакомых. Постепенно он начинает «приветствовать» взрослого – улыбается, лепечет, двигает ручками и ножками. Психологи называют это комплексом оживления, который является одним из основных признаков нормального психического развития. Младенец, лишенный этого, отстает от сверстников. Такие дети позже начинают держать голову, сидеть, стоять, ходить, говорить.

 

Такое специфическое нарушение развития стало  известным в середине 20 в. как явление детского госпитализма. Как живет крошечный человечек, оставшийся без матери? Его пеленают и кормят, за ним ухаживают. Но его никогда не приласкают и даже не возьмут на руки «просто так», чтобы проявить внимание. И не потому, что за ним ухаживают бессердечные люди. Они просто не могут любить каждого малыша  как своего. Даже просто посюсюкать с ним у них не хватает времени и, главное, душевных сил.  Дети подспудно чувствуют, что им незачем жить. Многие просто погибают. Другие, продолжая борьбу за жизнь, пытаются восполнить нехватку душевного тепла за счет собственных резервов. Тяжело  видеть, как малыши сами раскачиваются в кроватке, потому что их некому укачать. Бывает, что они бьются головой о стенку,  Их жажда впечатлений  так сильна, что они  причиняют себе боль, лишь бы испытать что-либо. Постепенно они все больше «уходят в себя». Они уже не верят, что другие люди хотят им добра. Они привыкают, что им «никто не нужен». Если ребенок прожил в учреждении 10 лет, ему очень трудно прижиться в семье.

 

Постепенно происходит аутизация ребенка – он уходит в себя, прячется в психологическую скорлупу, которая с годами становится все толще и не пропускает солнечный свет.

 

Во-вторых, это дети, которые пришли из семьи. Они представляют себе, что это такое - жить дома, и поэтому легче адаптируются. Среди них большинство из неблагополучных семей. Им многое пришлось пережить: беспробудное пьянство родителей, голод, холод, жестокое обращение. И все-таки, даже такому ребенку легче войти в новую семью. Какой бы непутевой и бессердечной ни была их мать, когда-то она его любила. Пусть даже в перерывах между оргиями и скандалами. В жизни маленького человека были минуты, когда его брали на руки, целовали, говорили ласковые слова. Каким бы ничтожным ни был такой опыт, он хранится в памяти как нечто драгоценное  и помогает полюбить новых  родителей,  пусть и не кровных. 

Кроме того, такие дети знают, что мама и папа должны ходить на работу, что дома у каждого есть свои обязанности.

 

Чем дольше ребенок находится в учреждении, тем труднее ему стать членом семьи. Он постепенно привыкает жить в ином мире, где есть слово «мама», но оно адресовано любой воспитательнице. И есть крыша над головой, но нет родного очага.

 

Распорядок дня

 

День детдомовцев расписан буквально по минутам. Все встают в одно и то же время, затем – умываются, заправляют постель, завтракают. Все вместе и в одно и то же время. Не только уроки, но и прогулки, походы в театр и кино заранее спланированы и организованы взрослыми. Из 24 часов в сутки ребенок имеет право лишь на 1- 2 часа свободного времени. Даже в каникулы. Конечно, в учреждении это оправдано: иначе за оравой детей просто невозможно уследить. Но в настоящей семье все иначе.

 

Такой ребенок, придя в дом, получает огромное количество свободного времени, но…  распорядиться им он совершенно не умеет. Более того, он ощущает не только радость освобождения от надоевшего распорядка, но и растерянность. У него уходит почва из-под ног.  Пытаясь чем-то заполнить создавшийся вакуум, он может докучать взрослым, требуя повышенного внимания. Он  привык, что воспитатели в учреждении постоянно занимались именно детьми. Но ведь педагоги находились на работе. А у приемных родителей работа своя, и он не могут полностью посвятить себя организации детского досуга.

 

Жесткий уклад, усвоенный на протяжении многих лет, нельзя отбросить в одночасье. Приводя ребенка в свой дом, познакомьте его с новыми правилами, составьте примерный распорядок дня. Такие рамки ему нужны, чтобы вести себя адекватно, иначе он просто «встанет на уши». Поинтересуйтесь, как он привык проводить время, чтобы переход был менее резким и болезненным.

 

Конечно, ребенок должен уметь себя занимать. Но сразу он этому не научится. Когда малыш растет в кровной семье, самостоятельность приходит как бы сама собой. Сначала  читает ему  вслух сказки – потом  он читает сам,  сначала папа мастерит с ним кораблики и самолетики – потом он конструирует их, показывая домашним только результат. Приемного ребенка тоже нужно приучать к разным интересным занятиям, на первых порах организуя его деятельность.

 

 

Линии судьбы

 

 Каждая судьба неповторима как отпечатки пальцев. Как выбрать ребенка, который сможет стать членом вашей семьи? С одной стороны, чем раньше малыш покидает стены учреждения, тем легче его адаптировать. С другой стороны, принимать младенца означает «брать кота в мешке»: большинство врожденных и генетических нарушений проявляются позже, в дошкольном возрасте. Малыш может казаться совершенно здоровым, а на самом деле это не так. Конечно, возможности ранней диагностики постоянно растут. И все же полностью обследовать ребенка и выяснить особенности его темперамента  можно лишь в 7-8 лет. Принимая в дом подростка,  вы легко сможете понять, что  он собой представляет как личность, получится у вас  с ним поладить или нет. Но здесь есть свои трудности, особенно если он «коренной житель» детского дома.

 

 «Откуда я взялся?»

 

Такой вопрос порой смущает и кровных родителей. Ну а если ребенка действительно в капусте нашли, что отвечать?

Психологи считают, что лучше всего сказать правду, (но без циничных взрослых подробностей). «Да, мы нашли тебя в капусте (или, что более вероятно, детском доме…). Твои мама и папа оставили тебя там. Но мы тебя так сильно полюбили, что приняли в нашу семью, и очень рады, что ты с нами.

 

На Западе приемные родители обязаны поддерживать связь с кровной семьей. Это закреплено в законодательстве. У нас многие могут удивиться: зачем? Но, во-первых, если его биологические родители ведут совсем асоциальный образ жизни, они сами не пойдут на контакт. А если нет? Возможно, кровная мать ребенка – просто больная несчастная женщина, которая не имеет сил воспитывать детей. Почему бы не послать ей поздравительную открытку?

 

Бывает так, что приемные родители боятся не только общения с прежней семьей выбранного ими чада, но даже упоминания о ней. За этим кроется страх: вдруг малыш вспомнит ее и захочет к ней  вернуться. Вдруг зов крови окажется сильнее? Поверьте, бояться не стоит. Если вы взяли ребенка в семью, значит, у него был статус сироты. То есть его кровные родители либо погибли, либо отказались от него, либо лишены родительских прав. Вряд ли кроха захочет вернуться туда. Хотя такое стремление говорит о бессознательном желании изменить свое трагическое прошлое, переписать заново страницу судьбы. В той или иной мере оно свойственно всем детям, оставшимся без попечительства родителей. Грамотная работа психотерапевта позволяет им прийти к счастливому финалу, хотя и в метафорической форме. Очень эффективна терапия творческим самовыражением: ребенок сочиняет сказки, рисует, лепит, разыгрывает театральные представления…. Так отверженный, никому не нужный комочек жизни превращается в сильного человека. Он знает, что его любят в новой семье. Он гордится тем, что обрел, пройдя сквозь трудности.

Картина дня

наверх