На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

НАШИ ЛЮБИМЫЕ ДЕТКИ

1 075 подписчиков

Адаптация к … жизни

Что такое адаптация?


Само слово адаптация, как и множество других терминов, пришло к нам из латыни. «Adapto» означает «приспособляю». Все мы в школе изучали теорию Дарвина, и знаем, что организмы, не сумевшие вовремя приспособиться, отметаются естественным отбором. Жизнь наших детей не настолько безжалостна, и все же от того, найдет ли себе ребенок место в коллективе, зависит его дальнейшая судьба.

 

Среда обитания

 

Динозавры, мамонты, археоптериксы и прочие не могли выбирать себе среду обитания. Им приходилось приспосабливаться к той, что есть. Но мы – люди разумные, Homo Sapiens. Мы можем выбрать для своих детей такую среду, где им будет легко и комфортно. Адаптироваться к ней не составит труда, если она сама приспособилась к детям!


Поэтому, выбирая школу или детский сад, обратите внимание буквально на все:


- Мебель должна соответствовать возрасту и росту детей. Хорошо, если стульчики и парты – разной высоты, тогда они как будто растут вместе с ребенком.


- Желательно, чтобы мебель имела закругленные концы. Чем меньше «опасных» острых углов, тем лучше.


- Избегайте скользких полов и крутых лестниц, тем более, если у них нет поручней.


- В столовой должно быть чисто и красиво. Если там негде помыть руки, кругом грязная посуда и объедки, а вид приготовленных блюд отбивает аппетит, то вашим детям не поможет никакая адаптация.


- Серьезные неудобства представляют грязные неуютные туалеты, где нельзя закрыться в отдельной кабинке.


- Дети легко могут заблудиться, особенно в незнакомом помещении. Лучше, если на стенах и на дверях будут ясные и четкие указания, как куда пройти. В некоторых детских садах даже рисуют алгоритм действий: как одеваться, как умываться и т.д.


- Евроремонт – это хорошо, но помещение для детей все-таки не должно походить на офис. В некоторых школах стены выдержаны исключительно в строгой цветовой гамме, а вместо детских рисунков кругом висят компьютерные тексты и документы с печатями. Ни игрушек, ни поделок, ни цветка на окне... Там ребенку будет грустно.


Мы перечислили некоторые детали, которые помогут вам совершить непростой выбор. А проще говоря, пространство для детей должно быть безопасным, чистым, красочным. И детским.

 

Своими руками

 

«В родном доме и стены помогают», - подсказывает нам народная мудрость. Стены садика или школы тоже станут родными, если их украсили заботливые руки пап и мам. В некоторых учреждениях принято, что каждая семья участвует в ремонте и оформлении помещений. Родители вместе решают, какие люстры, (парты, стулья, доски и т.д.) понравятся их детям, собирают деньги в общий котел и воплощают в жизнь ребячьи мечты, ... а заодно и принцип индивидуального подхода. Но если у не хватает средств, не огорчайтесь. Вашему ребенку не нужно, чтобы вы непременно были Ротшильдами. Ему просто нужно ваше участие. Такое, чтобы он мог гордиться: «Это мой папа прибил такие симпатичные вешалки» или «Это моя мама сделала такой карнавальный костюм!».



Воспитываем в унисон


Важно создать в школе или садике обстановку, «приближенную к домашним условиям». Но не менее важно, чтобы манера воспитания в семье и вне семьи не противоречили друг другу. Метание между двух огней всегда мешает успешной адаптации.


Представьте себе такую картину. Дома ребенку говорят: «Петенька, солнышко, иди сюда. Хочешь ням-ням?». А в детском садике он слышит команду: «Где Иванов? Быстро сюда! Постройся!». А к дисциплине он не привык, слушаться не умеет и на все обижается.


А вот другой случай. Ребенок растет в семье, где разговор на повышенных тонах – не редкость. Он знает: если он неправ, то на него накричат. А воспитательница делает ему замечание спокойно и ласково. Он и не понимает, что им недовольны. И, как результат, «не слушается».


В обоих случаях ребенку трудно. Поэтому сначала выясните позицию педагога, которому вы хотите доверить свое чадо. Какие у него принципы? Какие цели и средства? Попросите показать вам, как он проводит занятия с детьми. Не стесняйтесь, это ваше право.


Для ребенка важно, чтобы между «домашней» и «внедомашней» педагогикой не было принципиальных разногласий. Воспитываем в унисон...



Говорим правду


Отправляя ребенка в детский сад или школу, спокойно и честно расскажите ему о том, что его ожидает. Объясните, что это за место, и как там надо себя вести. Никогда не пугайте детей школой, и не отправляйте в садик в качестве наказания. Ведь вы не хотите, чтобы новый коллектив действительно стал наказанием для вашего чада?


Страшилки из школьного фольклора тоже лучше приберечь для старшего возраста. Но не стоит и рисовать слишком радужные картины, чтобы избежать потом лишних разочарований. Например, не обещайте ребенку прийти за ним после дневного сна. Скажите честно: «В садик дети приходят с утра. Они играют там, кушают, спят, гуляют. А вечером за ними приходят мамы и папы».



Друг моего ребенка – мой друг


Если вы хотите, чтобы ребенок подружился со всеми ребятами, дядями и тетями и т.п. – дружите сами!

Познакомьтесь с родителями других детей, разговаривайте с ними. Интересуйтесь ребятами, с которыми общается ваш ребенок. Хорошо, если вы будете знать его друзей. В общем, постарайтесь стать в садике (или в школе) своим человеком. Тогда юного воспитанника «окутывает» чувство безопасности.


Если у ребенка день рождения, принесите сладости – пусть он поделится с ребятами. В другой раз разрешите ребенку пригласить их к себе домой. Так он не только адаптируется к коллективу, но и постепенно научится выбирать себе знакомства.

Участвуйте в жизни садика или школы. Поздравляйте с праздниками воспитателей или учителей. Не стоит одевать ребенка наспех в уголке и уходить с ним «по-английски». Ваше чадо берет пример с вас.



Насколько адаптивен ваш ребенок?


Есть дети, которые легко приспосабливаются ко всему. Другие, наоборот, сразу теряются в новой обстановке. Это не плохо и не хорошо, просто все дети разные. А для того помочь своему ребенку, надо хорошо знать его слабые и сильные стороны. Надеемся, что наш опросник вам поможет.


Вопросник для выявления способности ребенка адаптироваться к жизни (по А.Фромму).


- Легко ли рассмешить Вашего ребенка?
- Как часто он капризничает (нормативно реже 1-2 раз в неделю)?
- Ложится ли ребенок спать спокойно?
- Все ли ест Ваш ребенок в достаточном количестве, не капризничая?
- Есть ли у ребенка друзья, с которыми он охотно играет?
- Часто ли ребенок выходит из себя?
- Всегда ли нужно присматривать за Вашим ребенком?
- Удается ли ему не мочиться в постели?
- Нет ли у него привычки сосать большой палец, хныкать и подолгу фантазировать?
- Можете ли вы оставить ребенка одного, не опасаясь, что он расплачется?
- Хорошо ли ребенок ведет себя со сверстниками?
- Нет ли у ребенка каких-либо страхов?


Если на поставленные вопросы получено более половины отрицательных ответов, необходимо обратиться к специалисту.


Опросник поможет вам узнать проблемы вашего ребенка и его способность к адаптации. Лучше всего эта методика работает с детьми до трех лет, но ее можно применять и с теми, кто постарше (от 3 до 6 лет).

Картина дня

наверх