На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

НАШИ ЛЮБИМЫЕ ДЕТКИ

1 075 подписчиков

"Как хорошо уметь читать!"

«Обучение чтению»… Какие возникают ассоциации с этими словами? Разрезная азбука, синий букварь с алой буквой А на обложке и незабвенное «Мама мыла раму»? Скорее всего, именно такими будут нехитрые воспоминания бывшего советского старшего дошкольника или первоклассника. В «арсенале» же современных родителей множество разнообразных методик, позволяющих учиться читать с удовольствием в любом возрасте.

 

 

Раньше, чем говорить

 

 

 «Стартовать» можно буквально с пелёнок, используя метод глобального чтения, единицей в котором является целое слово. Сегодня родители чаще всего знают его как метод Гленна Домана. Суть его в следующем: ребенку в возрасте от полугода показывают карточки со словами, написанными крупными красными буквами. Высота букв и размер карточки строго регламентированы (7,5 см и 50х10 см соответственно). Карточки показываются в течение секунды, блоками по 5 слов. Каждое слово громко и чётко произносится взрослым. Начинают с простых и коротких слов, затем слова становятся длиннее, объединяются в словосочетания и предложения (сначала простые, затем распространённые), тексты и затем книги. Занятия проводятся ежедневно, по 3-5 блоков в день, каждый блок – не менее трёх раз.

 

Чтение целыми словами более физиологично, чем чтение по буквам. Ребенок, обучающийся «по Доману», рано учится читать и обладает энциклопедическими знаниями. Но эта методика очень трудоемка (если родители сами изготавливают карточки, а не покупают готовые наборы или не показывают компьютерные презентации). При обучении ребенок пассивен: методика напоминает загрузку информации в компьютер и не предполагает элементов творчества. Также исключается или сводится к минимуму эмоциональная сторона взаимодействия малыша и мамы. Определенные трудности возникают из-за того, что изначально методика создавалась для английского языка, где большинство слов не изменяется по падежам и родам (сравните «home» и «дом», «домик», «домище», «дома» и т.д.). К тому же многие дети просто не проявляют особого интереса к показываемым карточкам.

 

В России методика Домана была доработана Андреем Маниченко, создавшим системы развития интеллекта «Умница» («Чтение с пелёнок», «Букварь с пелёнок» и др.). Они адаптированы к возможностям русского языка и включают игровые элементы, позволяющие сделать процесс обучения более интересным для родителей и для малыша.

 

Методика Домана легла в основу методики Сесиль Лупан, автора книги «Поверь в свое дитя».  Обучение чтению по Лупан больше походит на игру. Начинать предлагается с пропевания алфавита на любую подходящую мелодию. Затем пропеваются отдельно гласные звуки, отдельно согласные, затем слоги. Карточки со словами также присутствуют, но принцип их использования иной. Карточки нужно  развешивать по дому на тех предметах, которые они обозначают. Когда малыш запомнит эти слова, мама может приступать к созданию самодельных книжек, в которых главными героями являются ребенок, его близкие, игрушки и предметы, вызывающие у малыша радость. Буквы должны быть крупными, а предложения – короткими. Сам процесс чтения должен вызывать у ребенка всплеск положительных эмоций. Также Сесиль Лупан придумала забавную азбуку, буквы которой выполнены в форме забавных зверьков и человечков.

 

 

Ура! Склад!

 

 

Методу глобального чтения и чтению по буквам можно противопоставить метод чтения по складам.  Склад – это пара из согласной и гласной, или из согласной и твердого или мягкого знака, или же даже одна буква (СО-БА-КА, ПА-РО-ВО-3, А-И-С-Т). Склад  - это совсем не то же самое, что слог: они могут совпадать (например, в слове «зима» 2 слога и 2 склада), но чаще происходит обратное (например, в слове «всплеск» 1 слог, но 6 складов).

 

Метод складового чтения не нов (по складам учил читать крестьянских детишек Лев Толстой, по ним же осваивал русский язык маленький Алёша Пешков). Самой известной из складовых методик является методика Николая Зайцева. «Азбука вредна!», - утверждал  он, ведь дети, которые учатся читать, связывая картинку и букву, затем не могут понять, как из «зебры – аиста – ящерицы – цапли» получается «заяц». Да и звучат буквы в слове иначе, чем по отдельности. Даже слово «МАМА» ребенок, учившийся по азбуке, прочитает как «ЭМ-А-ЭМ-А», а самый обычный «КОТ» превратится в непонятное «КА-О-ТЭ» (толстовского Филипка вспоминаете?). Тут на помощь могут прийти кубики Зайцева. В набор входит 61 кубик, 7 из которых повторяются, чтобы можно было составить слова «мама», «папа», «дядя» и им подобные.

 

Кубики Зайцева делятся на:

- большие (с твердыми складами) и маленькие (с мягкими складами);

- одинарные и двойные (склеенные друг с другом кубики с согласными, которые «дружат»  не со всеми гласными – Ж, Ш, Щ Ч);

-  железные (со звонкими складами), деревянные (с приглушенными складами), золотые (с гласными). Кубики наполняются деревяшками и металлическими крышечками, издающими глухой или звонкий звук соответственно.

 

Гласные буквы на кубиках пишутся голубым цветом, согласные – синим, а твердый и мягкий знак – зеленым. В набор включен один белый кубик со знаками препинания. Продаются кубики Зайцева в трех видах – стандартные собранные, несобранные и пластмассовые. В комплект входят и специальные таблицы, которые закрепляются таким образом, чтобы нижний край находился минимум на высоте поднятой ручки ребенка (малыш должен тянуться к таблице – это отличная профилактика сколиоза).

 

Родителям, «занимающимся по Зайцеву», придется совершенствовать свои вокальные навыки и тренировать память. Дело в том, что склады не просто проговариваются – они пропеваются. Начинать занятия рекомендуется с 2 лет, но первый раз предложить кубики можно и в полгода (желательно брать пластмассовые, так как малыши любят все попробовать на зубок).

 

Дополнить занятия по кубикам Зайцева можно, используя пособие Вячеслава Воскобовича «Складушки», выполненные в виде книжки, на каждой странице которой - яркая картинка и стихотворная подписью с выделенными складами. Воскобович изобрел множество других пособий, среди которых «Теремки». Игра состоит из 12 деревянных кубиков-теремков с согласными буквами и 12 картонных кубиков-сундучков с гласными, которые вкладываются в теремки, чтобы получались склады. А из нескольких теремков вполне можно составить слово! Чтобы занятия не наскучили, можно использовать и другие пособия Воскобовича - «Конструктор букв», «Забавные буквы», шнуровки «Ромашка», «Снеговик», «Яблонька» и другие.

 

Менее известны, но не менее эффективны динамические кубики Чаплыгина,появившиеся на рынке развивающих игр несколько лет назад. В комплекте 20 деревянных кубиков – 10 одинарных и 10 двойных. Двойные кубики закреплены на специальной платформе и вращаются вокруг своей оси. Используя один двойной кубик, можно получить 32 разных склада. Первые два двойных кубика позволяют составить около 20 слов, знакомых ребенку (мама, папа, каша и т.д.), три кубика дают в результате более 500 слов, а из полного комплекта можно составить практически все, что душе угодно. Учиться читать по Чаплыгину очень весело и просто. Например, можно «сделать из мамы папу»: МА-МА на глазах ребенка превращается в МА-ША, МА-ША в ПА-ША, а ПА-ША в ПА-ПА. Кубики Чаплыгина полностью готовы к использованию, родителям не понадобится ничего резать, клеить или развешивать по стенам. Нужны только сами кубики и небольшая методичка, входящая в комплект. Начинать заниматься по этой методике авторы рекомендуют с 3-х лет или с того возраста, когда ребенок начнет хорошо говорить.

 

 

Чтение через письмо

 

 

Научить ребенка писать, а затем прочитать написанное – один из принципов обучения чтению по Монтессори. Заниматься по этой методике лучше с 4,5 лет (можно и раньше, учитывая интерес ребенка). Начинать нужно с увеличения словарного запаса, также можно подключать специальные звуковые игры. Параллельно можно готовить руку к письму с использованием специальных модулей и рамок для штриховки. Ребенок благодаря этому учится соотносить движение руки и глаза, контролировать свои движения, действовать по правилам и соблюдать установленные границы.

 

Затем ребенок знакомится с шероховатыми буквами, выполненными из материала, похожего на наждачную бумагу. Вначале показываются письменные буквы, затем печатные. Карточки с согласными окрашены в голубой цвет, с гласными - в розовый, а твердый и мягкий знак выполнены на белом фоне. Вначале показывают три буквы, затем одну заменяют новой. Педагог называет звук, ощупывает карточку, предлагает карточку ребенку, при этом повторяя звук. Второй этап обучения – педагог просит ребенка показать те или иные буквы или совершить с ними простые действия. Если этот этап пройден успешно, то совершается переход на третий этап. Педагог просит назвать три буквы, вначале по порядку, а затем вразбивку.

 

После шероховатых карточек приходит череда подвижного алфавита. Он представляет собой коробку с ячейками, в которых расположены строчные и заглавные письменные буквы. Педагог показывает ребенку, как их можно соединять в слоги и слова. Непосредственно чтение по Монтессори начинается для ребенка с карточек со словами и картинками, которые подразделяются по степени сложности, а последующие игровые упражнения закрепляют эти навыки.

 

 

Читать легко

 

 

Какую бы методику обучения чтению вы ни выбрали, воспользуйтесь следующими советами, которые помогут сделать обучение более эффективным и приятным:

 

- Разным детям подходят разные методики, поэтому ищите те приемы и методы обучения, которые соответствуют индивидуальным особенностям вашего ребенка.

- Не позволяйте интересу ребенка ослабевать, используйте разнообразные пособия и игры.

- Обучение должно быть веселым и радостным, поэтому не усаживайте дошколёнка за парту - учитесь только в игре.

- Будьте последовательными: для достижения результатов очень важна частота и регулярность занятий, а не их длительность.

- Ваши инструкции должны быть короткими и понятными, дошкольник просто не способен воспринять вашу десятиминутную «вводную».

- Начинайте обучение чтению только тогда, когда устная речь ребенка хорошо развита. Если у ребенка есть проблемы в согласовании слов или дефекты звукопроизношения, вначале обратитесь к логопеду.

- Учиться читать трудно, поэтому обязательно сочетайте занятия с физической разминкой и пальчиковыми играми.

- Если ребенок не хочет заниматься, не принуждайте его! Лучше задумайтесь, почему утрачен интерес? Что вы сделали не так?

- Будьте терпеливы и никогда не сравнивайте достижения своего ребенка с успехами других детей.

 

 

Обретая способность писать и читать, мы берем судьбу в собственные руки. Благодаря этим умениям человек получает в наследство знания других людей, живших в других странах и других эпохах. Учитесь читать и читайте с удовольствием!

Картина дня

наверх