На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

НАШИ ЛЮБИМЫЕ ДЕТКИ

1 075 подписчиков

«Вот возьму и потеряюсь!»


 

Дети — это как минное поле. Никогда не знаешь, как себя с ними вести. Вместо смеха могут быть слезы или наоборот. Хотя чаще всего и смех, и слезы у них получаются вместе.

ТАМАРА СМИРНОВА

Детские страхи своеобразны и живучи — они, как щупальца спрута, тянутся за нами во взрослую жизнь, играя в ней отнюдь не последние роли. Вспомните себя маленьким. Кто из нас не боялся потеряться? Кто из нас не боялся, что он уже потерялся? Кто хоть раз не задумался — а настоящие ли родители меня воспитывают? Откуда берут начало эти страхи? Бытует мнение, что уже в утробе матери у детей может сформироваться ощущение нежелательности или желательности. Тут судить трудно.

Может, все дело в том, на каком языке говорим мы со своими детьми и на каком языке говорили с нами наши родители? Язык ведь не только средство общения, он еще и отличное средство манипуляции. И тот, кто в совершенстве владеет им, может добиться многого (как иначе объяснить популярность НЛП — нейролингвистического программирования). Вот и родители, объясняя ребенку то или иное событие теми или иными словами, иногда сами того не подозревая, настраивают его на определенное восприятие. Иными словами «программируют».

Расскажу вам случай из моей жизни, натолкнувший меня на такие размышления.

Идем гулять с сыном. Мой ребенок бойко шагает и болтает без умолку. Голова его вертится то влево, то вправо. Я иду довольная своим жизнерадостным ребенком и тут боковым зрением замечаю, что за нами увязалась большая собака. Сынишка собак побаивается. И больших (чего от них ждать, неизвестно), и маленьких (лают громко). Вот иду и думаю: как ему так сказать, чтобы он не испугался? А тот уже собаку увидел, подобрался весь, идет пятясь, так менее страшно, и глаз с собаки не спускает. Я ему говорю, что, наверное, собачка потерялась и ходит, мол, маму ищет. Сама его на всякий случай на руки взяла. Мой отпрыск, смотрю, притих, но уже не так напряжен. Я-то за собакой все равно наблюдаю — мало ли что — и на сына поглядываю.

Так и шли мы какое-то время, пока собака вперед не убежала. Сын же очень идеей потерявшейся собачки увлекся. Идет и рассуждает: найдет собачка маму, или она совсем потерялась и больше свою маму не найдет…

— Нет, — говорит, — мы мамы ее не видели, значит она далеко ушла. Не будет у собачки мамы.

— Да, что ты, найдется, — пытаюсь я вселить в ребенка оптимизм, но не тут-то было.

— Я тоже возьму и потеряюсь! — вдруг начинает рыдать мое сокровище. Слезы из его глаз так и брызжут двумя фонтанчиками. — Совсем потеряюсь! Ты уйдешь на работу, а я потеряюсь! — все больше и больше расходится сыночек.

— Послушай, я ведь тебе не дам потеряться, да и бабушка с дедушкой, плакать будут, — пытаюсь я достучаться до здравого рассудка моего малыша.

Но у того другие цели! Он прочувствовал все горе потерявшейся собачки. Кстати, я же сама и направила его мысли в такое русло — очень хорошо помню, что мне как раз хотелось вызвать у него жалость, чтобы он понял свое превосходство (у него-то есть мама!) и перестал видеть в животном угрозу. А теперь он в свою очередь решил дать почувствовать маме только что самим пережитые чувства — от сочувствия, до страха, что так может случиться с тобой. И надо признаться, у него получилось.

Сам придумав себе трагическую ситуацию, мой ребенок переживал ее, как говорят, со смаком — обливался слезами до самого дома, а поскольку все силы его на это и уходили, тащить на руках солнышко пришлось мне. Что делать, сама виновата. Но разве мне могло прийти в голову, что трехлетний ребенок примерит на себя ситуацию потерявшейся собачки? Мы их где-то недооцениваем...

По приходе домой все еще рыдающий малыш получил великолепную возможность высказать всем домашним то, что он о них думает: что маме не надо работать, а дед вчера пугал ремнем (именно пугал, потому что бить детей непедагогично), а бабушка не отдала все конфеты, которые ему недавно принесли родственники. Все претензии перемежались пронзительным воем, а вечер прошел под лозунгом «Вот возьму и потеряюсь!».

Когда все благополучно стихло, я села писать. Потому что стало очевидно ясно и я спешила поделиться своим открытием с другими мамочками: с детьми как в разведке — одно неосторожное слово может дорого стоить.

Картина дня

наверх