На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

НАШИ ЛЮБИМЫЕ ДЕТКИ

1 075 подписчиков

Сказочное воспитание

Народная мудрость гласит, что «дети до пяти лет воспитываются, а после пяти перевоспитываются». С небольшими замечаниями с этим соглашается и современная психология. Замечания касаются не самой идеи, а по большей части возрастных рамок и определения «дети». Что же касается самого термина «воспитание», то первоначально это слово имело более широкое значение, и применялось как синоним слова «вскармливать». Другими словами если перевести вышеприведенное высказывание на контекстный язык, то получится приблизительно следующее - Поначалу вы кормите своих детей, а потом в какой-то момент ребенок начинает есть сам. И его гастрономические пристрастия не всегда совпадают с вашими. Это вас и удивляет. Как это такое может быть? Плоть от плоти, кровь от крови, он не может быть другим! А он другой, он свободен есть то, что ему хочется! И вот с этого момента начинается перевоспитание, которое обычно в народе называется воспитанием.

С чего же начинается это воспитание-перевоспитание. В первые годы жизни ваш ребенок подобен губке, которая впитывает все, не разделяя на плохое и хорошее, приличное и не приличное, злое и доброе. Вся «пища», которая попадает в вашего ребенка - это плохохорошесть, приличнонеприличность, злодобро и так далее. Какое-то время ребенок живет без оценок, не разделяя мир на своих и чужих, на бедных и богатых, на достойных и недостойных. Вспомните свое детство. Каково это было жить без оценок и суждений!

Существует ошибочное мнение, что в некоторых грибах содержатся ядовитые вещества. Это не есть правда, то есть не совсем правда. Правда в том, что некоторые грибы содержат такие химические вещества, которые, попадая в организм, расщепляются, и в результате этого распада действительно образуются яды, способные вызвать паралич или даже смерть человека. Подобным путем образуются «психологические яды» в результате расщепления злодобра на зло и добро, плохохорошести на плохое и хорошее, приличнонеприличности на приличное и неприличное. Именно эти дуальности порождают войны большие и маленькие, зависть, злость, одиночество, обиды и чувство вины. Что не спишь, сыночек? Дай-ка свою ладошку, поплюю в нее немножко, повожу пальчиком (Да здравствует ННЛП – Народное НейроЛингвистическое Программирование!) - расскажу тебе сказочку: Сорока-воровка кашку варила, деток кормила. Этому дам – этот зерна собирал. Этому дам – этот дрова рубил. Этому дам – этот печку топил. Этому дам – этот воду носил. А этому не дам, не дам – зерна не собирал, дрова не рубил, печку не топил, воду не носил, плохой, плохой, плохой! Вспомнил? Смешно? Мне не очень.

«…прошло еще немного времени и говорит Музыкант про себя: «Здесь в лесу время тянется долго, надо раздобыть себе нового товарища». Он взял свою скрипку и заиграл на весь лес. Вскоре, пробиваясь через заросли, явилась Лиса.

Лиса подошла к Музыканту, и говорит:

- Ты так прекрасно играешь, научи и меня!

-Что ж научиться этому можно быстро, идем со мной. Но только ты должна выполнять все, что я тебе скажу.

- О, Музыкант, я буду слушаться тебя, как ученица своего учителя!

Вот прошли они часть пути, и подошли к тропе, по обеим сторонам которой росли высокие кусты. Тут Музыкант пригнул орешник до самой земли, наступил на верхушку ногой, а с другой стороны нагнул другое деревце и говорит:

- Ну что ж, Лисонька, коль хочешь чему-нибудь научиться, протяни мне свою левую переднюю лапку.

Лиса послушалась, - Музыкант привязал ее лапу к левому стволу дерева.

- А теперь, Лисонька, протяни мне правую лапку, - и привязал лапу к правому стволу дерева. Потом посмотрел, прочно ли завязаны узлы, и отпустил Лису; и вот поднялись деревья вверх, и подбросили Лисичку высоко-высоко. Она повисла в воздухе и стала трепыхаться.

- А теперь дожидайся меня, пока я не вернусь, - сказал Музыкант и двинулся дальше».

Это не отрывок из сценария фильма-ужастика, и не наставление подрастающим Джекам-Потрошителям. Это отрывок из детской сказочки, который я взял из совершенно официального издания «Сказки. Братья Гримм», М., «Художественная литература», 1978г. Название сказки – сделайте глубокий вдох и выдох – «Веселый Музыкант»! Я уже молчу, что он с Зайчиком и Волком сделал! Что, кстати ощущали вы, когда про Лисичку читали? А представьте, что чувствует трехлетний ребенок, когда со всеми последствиями присущего ему наглядно-образного мышления представляет бьющуюся в конвульсиях лисичку, раздираемую двумя деревьями на части, или Зайчика с веревкой на шее, которая (цитата) – «…все больше и больше врезалась в его нежную шею». Какие ребенок в этот момент принимает решения об отношениях, о животных, о людях, о музыке? А ведь известно, что самые важные решения, решения, которые впоследствии определяют большинство действий и поступков в нашей жизни, мы принимаем в детстве, находясь в состоянии аффекта, то есть сильных, глубоких переживаниях. Сказки, притчи, страшные истории – пища для подсознательного. Слова забываются, ощущения остаются. И это не просто ощущения, а переживания, которые прочно связаны с определенным способом поведения в соответствующей ситуации. Но прежде чем реагировать, необходимо разделить, разложить целое на части. Еще это называется анализ. Красивое слово, которое попросту переводится как разложение. Как здорово звучит зав. кафедрой матанализа вместо зав. кафедрой матразложения. Ах уж это наше извечное стремление к эвфемизму и ко всему иностранному! А как вам это? «Жили однажды два брата – один богатый, другой бедный. Был богатый золотых дел мастер, и было сердце у него злое. А бедный кормился тем, что метлы вязал, и был он добрый и честный». Ну что мне продолжать, или сами догадаетесь, чем сказочка закончится? Кстати, откуда вы знаете? Кто вам рассказал подобную сказочку и когда, и почему вы так уверены? Кстати, вы добрый или злой, богатый или бедный, «золотых дел мастер» или вы «метлы вяжете»? И в зависимо ти от этого, как вы думаете, догадаюсь ли я, на чьей вы стороне, и какие сказки вам больше по душе? Маленькие принцы и принцессы тоже дети, и они тоже любят сказки. Как вы думаете, какие сказки им рассказывают? Много лет назад один маленький мальчик долго и внимательно смотрел по телевизору мелодраму. А потом вполне серьезно спросил у родителей: «Где здесь наши, а где немцы?» Все смеялись. Этим мальчиком был я.

Домашнее задание

  1. Какая сказка в вашем детстве произвела на вас самое сильное впечатление? Слово впечатление от слова впечатываться. Сравните с английским imprint. Как эти импринты повлияли на вашу взрослую жизнь?
  2. Какие сказки вы рассказываете своим детям?
  3. Сюжеты большинства сказок насчитывают сотни лет. Один из аспектов сказок – это на языке бессознательного передать чувственный опыт поколений и/или обучить стереотипам поведения, способствующих максимальной адаптации и выживанию в соответствующей жизненной ситуации. Что вы ощущаете, когда думаете, что вы прививаете своему трехлетнему ребенку модель поведения средневекового немецкого крестьянина или не менее средневекового русского лодыря-полудурка?
  4. Придумайте новую сказку. Вовлекитесь сами. Расскажите другому. Спросите о впечатлении.
  5. Если бы вы были папой (мамой, дедушкой, бабушкой) самого талантливого, самого красивого, самого богатого, самого умного ребенка. Какие бы вы сказки ему рассказывали?
  6. Кстати, ваш ребенок и есть такой!

Картина дня

наверх